autoua
×
Это мобильная версия форума. Перейти на обычную версию форума ×
Вход
Autoua.netФорумАвтотури за кордон

Первый раз на авто за границу. Методическое пособие

juristkostya | СуперСтар *
Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
14 сентября 2024 в 18:27
Обращение к модераторам

Поскольку темы наподобие “еду первый раз в Хорватию, помогите спланировать” продолжают появляться, и, похоже, не иссякнут никогда, я решил собрать в одном материале максимальный набор методических рекомендаций по вопросу “первая поездка на авто за границу”.
Думаю, есть смысл эту тему закрепить. И, наверное, даже закрыть комментарии, поскольку будет затронуто очень много самых разноплановых вопросов, конструктивно обсуждать которые можно только в специализированных темах. Если начать обсуждение прямо здесь, заранее понятно, что будет хаос и пришедший за советом реальный новичок просто запутается. Хотелось бы этого избежать.


Обращение к форумчанам

1. Безусловно, я понимаю, что сам по себе факт поездки на машине за границу сейчас перестал быть экзотикой. В конце концов, масса беженцев именно на машинах и выезжали. Но “бежать любой ценой”, мягко говоря, не равно “оптимально спланировать отпуск”, чему будет посвящён даннный материал.

2. Безусловно, я понимаю, что с позиции личного опыта каждый из вас с чем-то не согласится. Да, можно быстрее ехать, больше увидеть, по-другому распланировать и так далее.
Однако, я пытался смотреть на ситуацию именно глазами полного новичка и делать всё с максимальным запасом прочности, максимальной перестраховкой от разных неожиданностей.

3. Материал очень объёмный и будет выкладываться частями. Убедительно прошу воздержаться от комментариев хотя бы до момента, пока он будет выложен целиком – просто чтобы не разрушать логику изложения.
Как будет выложено всё, я напишу.

Надеюсь на понимание.
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 18:33
ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Почему именно на машине?

1.1. Принятие принципиального решения
1.2. Из чего складывается рациональная поездка?
- Соответствующий автомобиль
- Количество членов экипажа
- Длительность поездки
- Подбор мест для посещения
- Общий вывод


2. Определение рамочных параметров и первичный набросок поездки

2.1. Рамочные параметры поездки
- Ваш первый автотрип не должен быть за границу
- Оценка своих финансовых возможностей осуществить поездку
- Длительность
- Сезон
- Пробег
- За сколько времени до поездки начинать подготовку
2.2. Первичный набросок поездки
2.3. Что в итоге?


3. Детальное планирование

- Составление детальных планов на каждый день
- Специфика планирования больших переездов
- Конкретный маршрут движения
- Использование платных дорог и оценка бюджета на их оплату
- Экологические ограничения и экологические пропуска
- Ограничения на въезд в центры городов
- Заправки
- Питание
- Сбор вещей и укладка багажника
- Парковки в местах проживания
- Подготовка автомобиля
- Особенности поездки на машине с ГБО
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 18:36
1. Почему именно на машине?


1.1. Принятие принципиального решения

Если смотреть глобально, все многообразие вопросов можно свести к “почему именно на машине” и “а как конкретно такая поездка происходит”. Первый сейчас задаётся относительно редко, т.к. удобных вариантов с перелётами нет (реалии войны), и даже заведомые скептики понимают, что по балансу плюсов и минусов поездка на личном авто находится в одном ряду с автобусом, поездом, или сочетанием “автобус(поезд)+самолёт из Польши(Молдовы, Венгрии)”. Тем не менее, будем надеяться, что рейсы из Украины в нашу жизнь ещё вернутся, поэтому начнём с того, что разберём на будущее стереотипное мнение “та ну, двое суток в дороге вместо того, чтобы за пару часов на самолёте...”
Те, кто хочет ехать именно на машине просто потому, что хочет ехать на машине (ключевое слово тут “хочет”), могут сразу переходить к следующему разделу, а здесь будет материал для тех, кто намерен всё детально расписать, взвесить, посчитать, сравнить и принять сугубо рациональное решение. И вот этих вторых хочу огорчить: по моему мнению, сугубо рациональное решение этого вопроса невозможно.
Нет, конечно же, попытки провести строгое, свободное от “а я хочу” или “я так привык” сравнение предпринимались кучу раз. Например, на начальном этапе планирования каждой из 6 моих поездок делалась попытка подобрать подходящие рейсы и хоть примерно прикинуть даты, бюджет, количество пересадок, ситуацию с общественным транспортом в точке назначения и другие базовые вещи для варианта “самолётом”. Ладно, мой личный опыт не настолько велик, но вот на “форуме Винского” было (наверное, и до сих пор есть) длиннющее обсуждение, где высказаны, похоже, все мыслимые доводы, хоть как-то тянущие на рациональность. Вплоть до того, что кто-то настаивал на включении в расчёт не только самой возможности привезти домой в багажнике недоступное для авиаперелёта количество всяких деликатесов, но даже конкретной денежной экономии от покупки их по ценам “там” в сравнении с ценами “здесь”. И собеседники на полном серьёзе начинали прикидывать, сколько оливкового масла, сыра, вина, брендовой одежды надо притащить из условной Италии, чтобы “отбить” расходы на поездку. И даже был предложен Exel-файл, подставив в который параметры своего отпуска можно было получить достаточно корректный расчёт бюджета авто-vs-самолёт.
Короче, в эпоху интернета нет проблемы заранее узнать, какого рода ситуации ждут вас в каждом из вариантов поездки, и в какие затраты времени, денег, рисков и неудобств всё это выливается. Но в конечном счёте вам придётся соотнести:
• выигрыш во времени - с проигрышем в деньгах
• отсутствие пересадок и лимита на количество вещей - с более высоким риском аварии на автомобиле относительно общественного транспорта
• большее количество дней в конечной точке - с возможностью посетить что-то по дороге
и так далее.
Всё это в любом случае упирается в субъективизм. Поэтому, лично я предлагаю изначально отталкиваться именно от субъективизма, а именно: базовым фактором выбора сделать тягу ездить за рулём. Да, так просто. Если человек получает удовольствие от самого процесса руления (независимо от красоты окружающих ландшафтов и притягательности конечной цели поездки) – он сможет прорулить 5 и более тысяч километров без отвращения, и с ним есть смысл обсудить все нюансы данного вида отпуска. Если же машина для человека есть просто способ решения бытовых/деловых вопросов, то...склонять его к автомобильному туризму я не буду. Да, он может и сделает такой выбор под давлением рациональных соображений - но пусть это будет его выбор с полным пониманием, что на эти тяжкие, нудные и опасные часы за рулём он пошёл сам ради экономии денег, необходимости попасть в труднодоступную для общественного транспорта точку и т.п.
Итак, промежуточный вывод:
• да, вполне реально подсчитать затраты времени, денег и прочих ресурсов для каждого варианта логистики;
• но нет, сделать выбор исходя только из рациональных соображений невозможно.

Тогда к чему все эти многабукаф? Если всё сводится к тому, что хочешь рулить – рули, не хочешь рулить – ищи самолёт/автобус/поезд? К тому, что это самое эмоциональное “хочу на машине” при грамотном подходе может вырасти в удивительно рациональный план поездки. Невозможно соревноваться с самолётом в скорости, но более чем возможно построить поездку таким образом, чтобы максимально использовать плюсы автомобиля и избежать его минусов. И тогда даже самый упёртый скептик признает, что вы организовали интереснейшее и невыполнимое при любом другом подходе мероприятие. И совсем занедорого, что тоже греет, хоть и не всё любят прямо упоминать этот фактор.
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 18:37
1.2. Из чего складывается рациональная поездка?

Итак, из чего же складывается “рациональная” поездка?

Соответствующий автомобиль
Начать подмывает с подбора максимально соответствующего автомобиля, и писать об этом можно бесконечно, но я сразу предлагаю эту тему отставить. Ну, хотя бы потому, что эксплуатируя авто 49-50 недель в году “по месту”, и только 2-3 недели в дальних поездках, очевидно, надо отдавать приоритет удобству в повседневной эксплуатации.
Более того, даже в рамках одной поездки к вашей машине будут предъявлены абсолютно взаимоисключающие требования. Например, очень приятно “валить” по трассе на чём-то большом и дизельном. Но парковать это “большое” в исторических центрах каких-нибудь итальянских городов вы намучаетесь (да даже необязательно “большое”, самый обычный гольф-класс уже может создать проблемы). А “дизельное” не во всякий город пустят, и таких мест, куда не пустят, с каждым годом всё больше. Приятно ехать на новеньком “Мерседесе”, но бросить без присмотра на улице условного Палермо спокойнее всё же потёртую “Дачию”. И так далее.
Тем более, не вижу смысла обсуждать разного рода кемперы и прицепы-“дачи” – это игрушки для тех, кто уже точно знает, чего хочет.
Короче, не ищем идеал, едем на том, что есть.
(С другой стороны, если вы как раз собрались менять машину, и при этом универсал/минивэн с багажником порядка 500 л распространённой в Европе марки не слишком конфликтует с вашими повседневными задачами, то таки это будет вполне рациональный вариант).


Количество членов экипажа
Очень существенно влияет на рациональность поездки. Бюджет на топливо, парковки, платные дороги от количества людей не зависит. Бюджет на жильё зависит, но далеко не линейно. Поэтому, ехать вчетвером гораздо рациональнее, чем вдвоём. Расчёты приводить не буду, просто поверьте: в общем случае, если в машине 3 человека, поездка уже будет уверенно конкурировать с неким усреднённым вариантом “самолётом”, если 4 – однозначно будет иметь серьёзные преимущества.
(С другой стороны, каждый дополнительный член экипажа повышает риск конфликтов из-за разницы интересов и психологической несовместимости, но это уже из серии “за всё надо платить”).


Длительность поездки
Думаю, интуитивно понятно, что если отпуска неделя, а посмотреть хочется Португалию, то поездку на машине можно даже не начинать просчитывать. Подробности будут ниже, на данном этапе достаточно понимать, что минимум, с которого есть смысл начинать планирование поездки в Западную Европу, это 2 недели, и то, баланс времени за рулём и времени собственно отдыха многих расстроит. А в общем случае, чем больше длительность, тем больше аргументов за поездку на авто.
Примечание для любителей формализации-алгоритмизации: на “форуме Винского” мне как-то встретился термин “количество человеко-дней” именно как способ оценки рациональности автомобильной поездки. Подразумевалось, что малая продолжительность поездки может быть скомпенсирована большим количество членов вашей группы, а малая численность группы – увеличением длительности поездки. Это не вполне верно, поскольку в короткой поездке слишком большой процент времени пройдёт за рулём, и такую поездку вряд ли можно считать рациональной, хоть 100 человек в машину посади. Всё же, если мы хотим выехать за пределы бывшего “соцлагеря”, длительность не должна быть меньше 2 недель. Но если добавить условие “для поездок продолжительностью не менее 2 недель” – то параметром “количество человеко-дней” пользоваться вполне можно. И нижним порогом безусловно рациональной поездки мне представляется 48 человеко-дней (3 человека едут на 16 дней или 2 человека на 24 дня). Если людей и/или дней больше – тем лучше. Если же 48 человеко-дней не набирается, уже надо проверять варианты с перелётами. Если не выполняется базовое условие “поездка не короче 2 недель” – тем более.
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 18:39
Подбор мест для посещения
Влияет не слабее предыдущих пунктов, и для иллюстрации этой мысли надо расписать плюсы и минусы автомобиля.
Минусом автомобиля является относительно медленное и утомительное преодоление больших дистанций, грубо говоря, от 500 км. Вторым безусловным минусом является неудобство в крупном городе, особенно, в незнакомом крупном городе (тут и пробки, и дефицит/дороговизна парковок, и повышенная вероятность ДТП, и экологические ограничения и просто запрет на въезд в некоторые районы).
Плюсом является гибкость планирования, независимость от общественного транспорта, удобство поездок на короткие и средние дистанции за пределами крупных городов.
Отсюда очевидно, что планировать поездку Варшава-Берлин-Амстердам-Париж или Будапешт-Венеция-Милан-Марсель на машине откровенно глупо. В города такого уровня нет проблемы попасть общественным транспортом, в самих этих городах машина тоже становится источником головняка и бессмысленных расходов. В то же время, есть живописные городки/деревеньки, есть “видовые дороги”, заповедники/перевалы/водопады, где, с одной стороны, намного меньше выражены (а то и полностью отсутствуют) проблемы пробок и парковок, а с другой - куда без машины вообще непонятно как добираться. Именно поездка, избегающая постоянных больших перегонов и крупных городов, а состоящая из относительно коротких переездов между “периферийными” объектами, и выходит максимально рациональной.

Да, предвижу возражения: “С природными объектами понятно, а что с культурными? В Париже вон целый Лувр и Нотр-Дам, а что ловить в тех деревнях?” Тут всё просто: хотите в Лувр и Нотр-Дам – планируйте поездку целенаправленно в Париж. Без машины. Хотите рациональную поездку на машине – ищите интересные объекты за пределами столиц и мегаполисов. Их есть, в том числе самого мирового значения и самой умопомрачительной красоты. Гуглим для затравки “Мон-Сен-Мишель”, “гобелен из Байё”, “Сад Маркессак”, “Больцано, Этци”, “Кутна Гора”...

Непосредственно из предыдущего вытекает вопрос подбора мест для ночлега. Возьмите для примера любой интересующий вас экскурсионный объект и с помощью карты “букинга” посмотрите варианты проживания непосредственно в нужной точке, а потом – варианты в радиусе, скажем, 50-70 км. Обязательно обнаружатся очень хорошие и недорогие варианты, только надо будет слегка отклониться от трассы. Или, скажем, если осмотр объекта у вас запланирован на утро, вы спокойно можете заночевать и не доезжая до него несколько десятков км. Если на вечер – заночевать в нескольких десятках км за ним. На машине всё это элементарно организовывается, цена за ночлег в гостевом доме где-то в сельской местности запросто может быть в два раза ниже, чем в отеле непосредственно при туристическом объекте, да и вообще ночевать в тишине на свежем воздухе приятнее, чем в городе. Например, в момент написания данного материала гостиницы непосредственно у входа в заповедник “Плитвицкие озёра” стоили от 200 Евро и выше. В соседней деревне Слунь (около часа езды) уже были варианты в районе 100 Евро, и это при том, что Слунь сама по себе тоже достаточно раскрученный туристический объект. А в нетуристических деревнях в пределах 1-2 часов пути от заповедника можно было переночевать за 70 Евро (разумеется, речь идёт о вариантах проживания, отобранных “букингом” по одному и тому же набору параметров).

Кроме очевидной экономии денег вы получаете и существенный бонус в эффективности использования времени. Обычно, туристические объекты закрываются в районе 18-00. Вопрос: какой смысл заселяться в гостиницу в 18-00? Посмотреть чужое телевидение? Лично я рассуждаю таким образом: вы только что гуляли по зАмку/музею/зоопарку/заповеднику – то есть, размялись, отдохнули от руля и для вас не составит труда проехать лишнюю сотню км в направлении следующего пункта вашего маршрута. Используйте сегодняшний вечер эффективно и высвободите пару часов времени для завтрашней экскурсионной программы.

Итак, расставляя экскурсионные точки по пути “туда” и “обратно”, вы регулируете темп своего перемещения таким образом, чтобы не дуреть от круглосуточной рулёжки, а сочетать перегоны с прогулками. Как именно лучше балансировать перегоны и отдых, мы рассмотрим ниже, сейчас важен принцип: возможность гибко выбирать места для ночлегов делает поездку существенно более рациональной как в плане экономии денег, так и в плане снижения усталости от дороги.

Примечание: Говоря о “промежуточных” точках, выскажу соображение, не слишком важное в масштабах одной поездки, но которое через несколько лет регулярных поездок обязательно скажется: не “частите” с экскурсионными точками в ближайших к нам странах - вам через эти страны ещё ездить и ездить. На первый взгляд, заманчиво целиком посвятить свою первую поездку, допустим, Польше: близко, дёшево, минимальный языковой барьер. Только помните, что уже в следующей поездке Польша станет для вас просто дополнительными сотнями километров, которые надо будет монотонно пересекать сначала “туда”, потом ”обратно” без промежуточных остановок на “культурную программу”. Так что, лучше имеющийся у неё выбор экскурсионных объектов “растянуть” на несколько поездок.
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 18:43
Общий вывод
Проанализировав всё изложенное выше, мы начинаем понимать, что поездку, целью которой является, условно говоря, “полежать недельку-другую на пляже”, сделать рациональной скорее всего не получится. Нерационально потратить на дорогу 2-3 дня руления вместо 1 дня перелёта, если мы не намерены ничего смотреть по пути. Нерационально платить за парковку машины там, где мы не намерены на ней ездить. Также, нерациональной будет поездка куда-то на край географии при дефиците времени, когда львиная доля отпуска проходит за рулём.
С другой стороны, мы можем выжать максимум пользы из автомобиля, если вся поездка состоит из относительно небольших переездов с целевыми точками между ними. Вот так и нарисовалось основное условие рациональной автомобильной поездки: она должна носить экскурсионно-познавательный характер. Наверное, следовало об этом написать в самом начале, чтобы те, кто заточен в первую очередь на “пляж”, не тратили зря время. Но голословному заявлению никто бы не поверил, а теперь эта мысль вполне очевидна.

(Ещё раз, на всякий случай: понятно, что люди ездят и будут продолжать ездить “на пляж” на машинах. Но если вы хотите извлечь из автомобильного отпуска его возможный максимум – планирование должно быть несколько сложнее, чем “как можно быстрее доскакать, и там лежать”.)


Итак, на первый вопрос – почему именно на машине – мы ответили предельно развёрнуто и аргументированно: “потому, что очень хочется рулить куда-то далеко”. Ну, а попутно разобрали, как сделать так, чтобы от этого хотения получить минимум трудностей и максимум результата. Теперь настало время детальнее посмотреть, как мог бы выглядеть ваш первый автотрип за границу.
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 18:47
2. Определение рамочных параметров и первичный набросок поездки


2.1. Рамочные параметры поездки

Действительно, как мог бы выглядеть ваш первый автотрип за границу? Ну, прежде всего, ваш первый автотрип не должен быть за границу. Поясню.
Вот вы проснулись где-то в гостинице. Сколько вам надо времени привести себя в порядок, загрузить машину, выселиться из гостиницы? А если то же самое с женой? А если то же самое с двумя детьми?
Вас устроит типичный гостиничный завтрак стиле “здесь у них лишь кофе да омлет” (с), или без добрячей порции гречки с мясом день будет испорчен? А жену? А детей?
Вы планировали сегодня доехать за 10 часов, но в силу непредвиденных задержек в дороге придётся просидеть в машине все 12 – вы готовы? А если 14? А жена? А дети?
Вы проделали сегодня перегон 1 000 км. Вы готовы завтра подорваться в 5 утра и повторить? А жена? А дети?
Вы готовы 4 дня подряд переезжать из гостиницы в гостиницу, или через каждые 2 дня перегонов вам надо хотя бы сутки “отдохнуть от кочевой жизни”? А жене? А детям?

Такого рода вопросов десятки, и не зная ответы, планировать что-либо невозможно. А узнать из книг или ю-туба, сколько времени у вашего экипажа проходит от звонка будильника до выезда за ворота гостиницы, увы, невозможно. Никто за вас не составит список действительно необходимых в такой поездке вещей, и уж тем более не разложит их на две принципиальные кучи: ту, которую надо ежедневно заносить в гостиницу, и ту, которая достаётся из багажника только в местах стационарного проживания. Здесь только личный опыт.
Поэтому, делаем вояж по банальным Карпатам, но обязательно в режиме ежедневных или почти ежедневных переездов. Не в смысле “приехали в Яремче, заселились, и каждый день катаемся по окрестностям”, а так, что из одной гостиницы выселились, целый день ездили, по дороге останавливались что-то смотреть, вечером заселились в другую гостиницу. Именно навык вселения/выселения, укладки/разбора багажника, отделения нужных конкретно для сегодняшнего ночлега вещей от всех прочих является ключевым, в нём кроется огромный резерв экономии времени и минимизации объёма возимого с собой барахла.
И обязательно всё записываем: во сколько в этот день выехали, сколько часов день провели в дороге, сколько км проехали, сколько литров бензина залили, сколько занял осмотр того или иного объекта, сколько потратили в кафе, каких вещей/техники/продуктов вам явно не хватало в дороге, а какие по итогу оказались неудобными в использовании или совсем невостребованными.

Постарайтесь, чтобы пробег за 10 дней-2 недели вышел не менее 2, а лучше 3 тысячи км. Интенсивность переездов в таком отпуске будет примерно вдвое ниже, чем в заграничном - для тренировки самое то.

После столь объёмной подготовительной части переходим, наконец, к организации первой заграничной поездки.
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 18:49
Оценка своих финансовых возможностей осуществить поездку

В принципе, лично я в ваших финансовых возможностях не сомневаюсь. Ну, правда: сам факт, что мы обсуждаем автомобильный отпуск в Европе, подразумевает, что у вас есть (или в ближайшее время появится) автомобиль, в котором вы уверены. То есть, такой, который гарантированно ездит “от ТО до ТО” (а это минимум 10 000 км) без промежуточных ремонтов. Это означает, что он относительно свежий и ухоженный. А это, в свою очередь, подразумевает определённый уровень ваших доходов.
Иначе говоря, если вы способны купить и поддерживать в должном состоянии автомобиль, гарантированно проезжающий 10 000 км без ремонтов - практически наверняка, затраты на поездку тоже будут для вас совершенно посильны.

Точный расчёт мы сейчас сделать, конечно, не сможем. Предпочтения по комфорту жилья, питанию, посещению разного рода музеев, казино и диснейлендов никто, кроме вас, не знает, и для точного прогнозирования бюджета есть только один способ: ездить в Европу и скрупулёзно записывать все траты. Тогда уже к третьей-четвёртой поездке вы будете в состоянии предвидеть расходную часть с точностью до нескольких процентов. На данном этапе предлагаю ограничиться оценкой минимально-достижимого бюджета.
Мой опыт подсказывает, что для этого надо взять суммарные затраты на гостиницы и топливо, и умножить их на 1,5. В свою очередь, затраты на гостиницы и топливо легко прогнозируются с очень хорошей точностью не вставая из-за стола. Вы в любом случае вынуждены будете проделать эту работу на самых ранних стадиях подготовки к поездке, заодно получите и ориентировочный бюджет.

Но поскольку все хотят видеть конкретную цифру, дам такой ориентир: бюджет поездки, которую мы будем здесь моделировать, вполне можно уложить в 2 тысячи Евро на семью из 3 человек. А если ограничиться “недорогими” странами (например, Балканским регионом), “низким сезоном”, ехать на пропане или дизеле, готовить самостоятельно и вообще “заточиться” на экономию – то и в тысячу. Ориентир для варианта “по-богатому” таков: если кроме обширной экскурсионной программы вы хотите 10 дней пожить в хороших апартаментах на Лигурийском побережье Италии в июне, то потребуется уже общая длительность 3 недели, и такая поездка семьёй из 4 человек выйдет не меньше 3 тысяч Евро.

Что в эту цену НЕ входит: все затраты, связанные с подготовкой автомобиля (кроме страховки “зелёная карта” и “экологических” пропусков); поездки на такси; сувениры и прочий шопинг; потенциальные штрафы за нарушение ПДД.
Что в эту цену входит: всё, что прямо не указано в предыдущем абзаце (жильё, еда, топливо, платные дороги, парковки, билеты в музеи, городской транспорт в городах пребывания, медстраховки, телефонный роуминг, страховка “зелёная карта” и экологические пропуска для автомобиля и пр и др).

Примечание: Указанные выше цифры бюджета неоднократно вызывали недоумение собеседников как нереально низкие, особенно, с учётом того, насколько насыщенной была программа этих поездок, сколько удалось посмотреть. Тем не менее, когда я пишу “бюджет можно уложить” – я опираюсь на фактически состоявшиеся поездки. Как говорится, “у меня все ходы записаны” (с).
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 18:53
Длительность

Думаю, наиболее типичным является 2-недельный отпуск, всё дальнейшее моделирование будет исходить именно из этого.
Принято считать, что в 2 неделях 14 дней, но в нашем случае это 16 дней. Как совершенно справедливо было отмечено на одном автотуристическом сайте: “Преимущество автомобиля перед общественным транспортом в том, что я не могу опоздать на свой автомобиль. Мой автомобиль отбывает от моего подъезда только тогда, когда я полностью готов”. Но верно и обратное: если я готов выехать раньше – то и мой автомобиль выедет раньше. Формальный отпуск пусть начинается с понедельника, ничто не мешает нам полностью собрать машину заранее и стартовать уже вечером пятницы.

Итак, 2 недели отпуска для автотуриста – это 16 дней, а если точнее, то даже 16 полных суток.
(Предвижу возражения, что выезжать в пятницу на ночь глядя нет смысла, лучше проснуться рано утром в субботу и... Детальнее об этом ниже, пока просто зафиксируем, что такая возможность есть).


Сезон

Как мы случайно выяснили, разбирая вопрос № 1, рациональнее всего автомобильная поездка складывается, если имеет экскурсионный уклон. Соответственно, сезон подбираем под комфорт пеших прогулок. Каждый сам знает, какая температура воздуха ему комфортна, сайты со среднестатистическими температурами по месяцам для той или иной местности доступны. Если отбросить крайние варианты вроде юга Италии или севера Скандинавии (а в первую поездку вы туда практически наверняка и не доедете), можно сказать, что оптимальными будут апрель-начало мая и октябрь-начало ноября. Например, на юг Франции/север Италии/Хорватию/Черногорию лично я ехал бы в конце октября-начале ноября (если совсем абстрагироваться от пляжа) или в начале октября (если всё же хочется попляжить).

Итак, поездка экскурсионной направленности логичнее всего выглядит в межсезонье – и это прекрасно, поскольку кроме комфортной погоды межсезонье гарантирует нам низкие цены на жильё, обилие вариантов этого самого жилья, отсутствие толп людей и автомобильных пробок в туристических местах. Рациональное решение рационально во всём.

Примечание:
1. При проработке экскурсионной программы пожелания к сезону наверняка будут уточняться.
Если вы хотите пофотографировать золотую осень, то, например, в Праге это будет примерно в диапазоне с 12 по 20 октября, а в заповеднике “Плитвицкие озёра” – с 15 по 25.
Если вы хотите проехаться по “видовым” горным дорогам, то надо выяснить, когда они доступны для проезда. Часто после зимы их открывают не раньше мая, а румынский Трансфегераш может быть перекрыт с конца октября аж до июня.
Бывает, требуют учёта и более экзотические параметры. Например, северное и западное побережья Франции известны масштабными приливами-отливами, высота которых, в свою очередь, определяется фазами Луны. И если уж вы намылились в такую даль, то есть смысл найти календарь высоты приливов и сдвинуть поездку на пару недель раньше или позже, чтобы увидеть это природное явление в максимальном масштабе.

2. Если у вас проблемы с сумеречным/ночным зрением, если быстро устают глаза – настоятельно рекомендую ехать не осенью, а весной. Лишние 3 часа светлого времени – это очень существенно.
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 18:55
Пробег

В первой 16-дневной поездке дистанция категорически не должна превышать 5 500 км. Просто поверьте.
Чтобы прикинуть самую дальнюю возможную точку маршрута, прокладываем гугл-картами маршрут до разных городов в пределах 2 500 км в одну сторону (ещё 500 км легко набежит за счёт неизбежных отклонений от кратчайшего пути – у нас экскурсионная поездка, не забыли?)

Это прикидки для оптимистичного сценария, когда вы движетесь на запад через равнинные Польшу/Венгрию и морально готовы платить за автобаны на всём пути следования.
Если же вы не прочь сэкономить несколько десятков Евро за счёт отказа от платных дорог или у вас в планах пересечение Румынии с дальнейшим движением на Черногорию/Грецию/Турцию – смело снижаем общий километраж до 4,5 тысяч, если не хотите задолбаться ещё на пути туда.

Примечание: Я понимаю, что у каждого найдутся знакомые, которые “тысячу км за раз легко, потом перекемарил на АЗС прямо в машине и ещё тысячу”. Ну, если не лично знакомые, то на форумах подобных персонажей точно в достатке. Но поскольку мы говорим о первой поездке, давайте придерживаться консервативного подхода и все переезды планировать с запасом. Приехать раньше плана и хорошо выспаться явно лучше, чем каждый день финишировать всё более и более поздно ночью и к 3-4 дню поездки уже ничего не соображать от усталости и недосыпа. Проходил такое ещё на этапе автобусных туров и никому не рекомендую.
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 18:57
За сколько времени до поездки начинать подготовку

Как совершенно справедливо было отмечено на одном форуме, “качественная подготовка к отпуску длится дольше, чем сам отпуск”. Действительно, для работающего человека – который имеет возможность заниматься подготовкой в основном только по вечерам и выходным – проработка 2-недельного отпуска запросто займёт месяц-полтора. И это при условии, что:
• вопрос с загранпаспортом решён, визы не нужны
• вам не надо ничего делать с машиной, кроме стандартной профилактики
• вы умеете прокладывать маршрут гугл-картами, понимаете, как их прогноз соотносится с реальным временем в дороге
• вы владеете навыками подбора жилья через “букинг” или иные агрегаторы, понимаете, как описание на сайте соотносится с реальным гостиничным номером
• вы знаете свои возможности как водителя
• вы имеете сложившиеся предпочтения по части “экскурсионной программы”, заранее держите в голове набор интересующих регионов и примерный перечень экскурсионных объектов там.

Если же вам ещё только предстоит капитально заняться машиной, потренироваться проезжать по 800 км хотя бы 2 дня подряд, почитать про историю, культуру, географию разных стран Европы, если вы колеблетесь в выборе между картинной галереей, танковым музеем и зооопарком, то...
Короче: достаточный опыт, кругозор и готовность материальной части должны быть по умолчанию. Если они в наличии, то предметную проработку плана первой заграничной поездки надо начинать не позднее, чем за 2 месяца до старта
(понятно, что чтобы забронировать хорошее жильё в Ницце летом или в Париже на Новый год, надо начинать суетиться месяцев за 10, но мы, слава богу, целимся на межсезонье).
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 19:06
2.2. Первичный набросок поездки

Согласовав рамочные параметры, переходим к наброску общей концепции поездки.

Можно, конечно, пойти по принципу, что протяжённость перегонов и места ночлегов должны быть подчинены тому списку достопримечательностей, который мы себе наметили. Но физиологию не обманешь, поэтому лично я рекомендую сначала расписать, сколько мы готовы проехать в конкретный день, а уже потом подбирать подходящие экскурсионные точки. Во всяком случае, в первой поездке, когда у вас в запасе максимальный выбор интересных мест, это несложно.

Выше я говорил, что есть резон выезжать в пятницу вечером, и сейчас пришло время разобрать этот тезис подробнее. Сразу скажу, я не сторонник рулить по ночам, и речь не идёт о том, чтобы гнать всю ночь, как это многие пропагандируют, дескать, “дороги пустые”. Нет, пятничный перегон должен быть очень небольшим. Итак, машина упакована заранее, рабочий день пятницы закончился, мы неспеша поужинали и часов в 9 вечера, когда вечерние пробки уже рассосались, выехали. Провели в дороге часа 3 и где-то в районе полуночи остановились в любой удобной по расположению гостинице. Ужинать нам сегодня уже не надо, поэтому ни на что не отвлекаясь сразу заснули.

В чём смысл? На первый взгляд, мы получили ненужные расходы в виде оплаты гостиницы и завтрака в общепите, хотя могли бы и ночевать, и завтракать дома. Но провести в дороге 3 часа в пятницу + 12 часов в субботу намного легче, чем все 15 часов в субботу. Кроме того, лично у меня есть проблема с тем, чтобы заснуть накануне поездки. Сколько ни проверяй готовность вещей и машины, всё равно стартовый мандраж присутствует и мне ещё ни разу не удавалось нормально выспаться перед выездом. В варианте с выездом вечером такой проблемы не возникает.
Так что, я рекомендую выезжать именно в пятницу вечером
(На момент написания этого материала требует учёта также фактор комендантского часа, не во всех регионах можно ехать до полуночи, но суть та же – проехать некоторый кусок дороги ещё в пятницу вечером вполне реально и целесообразно).

Как уже сказано, с вечера пятницы до вечера субботы мы проводим в дороге суммарно около 15 часов.
Вообще, это, конечно, утомительно, но на “стартовом энтузиазме” вполне нормально. С учётом потери времени на прохождение границы, мы за эти 15 часов проезжаем примерно 1 000 км. Ночуем где-то вдоль трассы. Затем, ещё часов 10 мы относительно легко проведём в дороге в воскресенье, то есть, проедем ещё километров 800, после чего исходный энтузиазм окончательно сдуется и настанет время отдохнуть от руля и отоспаться.
Для этого существует только один верный способ: прожить 2 ночи в одном месте.

Почему обязательно 2 ночи в одном месте? Тут включается целый комплекс факторов.

Во-первых, обустройство быта.
Всё же, современный человек не кочевник, и ежедневно заселяться-выселяться утомляет. Даже если вы супер-организованный, даже если у вас полный порядок в багажнике. Сама мысль о том, что завтра не надо ехать дальше, а значит, можно выпить сегодня, а завтра сколько угодно спасть, а потом неспеша гулять - уже очень расслабляет.

Во-вторых, потери времени на “организационные вопросы”.
Пока вы движетесь по автобану, у вас средняя скорость может быть даже 100 км/ч. Как только вы свернули с автобана на обычную местную дорогу, средняя скорость резко упала. Потом вы въехали в город, и скорость упала ещё сильнее. Потом вы ищите место для парковки у гостиницы. Потом заселяетесь. Разгружаете вещи. Раскладываете их у себя в номере. При выселении всё происходит в обратном порядке.

И это мы пока не рассматриваем внештатные ситуации, вроде тех, когда “букинг” даёт неточные координаты и вы начинаете в 10 вечера ловить случайных прохожих, дабы уточнить адрес отеля.
Или девочка на ресепшене почему-то не видит вашу бронь.
Или видит, но пробивает вам чек по цене выше, чем обещал “букинг”.
Или вас селят в номер, не соответствующий забронированному.
Или у вас вообще отель с автоматическим ресепшеном, который почему-то начинает глючить и вы на малопонятном языке увлекательно общаетесь по телефону со службой поддержки, пока они дистанционно открывают вам номер.
Или у вас в цену проживания включена парковка, только сама парковка за пару кварталов от гостиницы и туда надо отдельно отогнать машину, не забыв предварительно вынуть из багажника всё, что может пригодиться в номере.

Короче, любой съезд с магистрали, любое заселение/выселение означает потерю времени, суету и в целом снижает качество отдыха. Поэтому, если мы намерены обеспечить себе качественный отдых, надо, в частности, минимизировать вопросы вселения/выселения.

Итак, чтобы отдохнуть перед дальнейшими свершениями, наша задача - найти примерно в 1 800 км от точки старта город, в котором мы проведём 2 ночи и полный день, отдыхая от руля. При этом, Польша, Словакия, Венгрия и как минимум северная половина Румынии будут уже позади, что хорошо (выше я объяснял, почему нежелательно “частить” с экскурсионными точками в ближайших к нам странах).
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 19:12
Первичный набросок поездки - Окончание

Начиная с утра вторника возобновляем движение, но уже в гораздо более медленном темпе. Вторник и среду (возможно, и четверг) проводим в режиме “пол-дня за рулём, пол-дня на достопримечательностях”, то есть, проезжаем по 200-400 км в день, посещая по пути природные объекты или небольшие городки/деревеньки. Для данного этапа подбираем объекты, где есть какой-то музей/собор/крепость/перевал/водопад, но нет смысла проводить целый день.
Можно, конечно, заехать в относительно крупный город, но посетить только часть имеющихся там объектов. В этом случае, чтобы не распыляться, надо заранее обозначить, что смотрим мы конкретно это и это, для чего паркуемся здесь и здесь (только помните, что посещение крупных городов автоматически сильно снижает среднюю скорость, и если можно их избежать – избегаем).
Можно даже вообще ничего специально не посещать, а просто ехать по “видовым дорогам”, останавливаясь для пеших прогулок и фотографирования. Проехать 300 км по горам без использования автобанов запросто займёт целый день и природными красотами насытит с головой.

Двигаясь в таком режиме, к вечеру среды (или четверга) мы заселяемся в самой дальней точке нашего маршрута. Дорога сюда заняла полных 5 (или 6) суток, считая с вечера пятницы.

В конечной точке есть смысл взять 5-6 ночей, то есть, полных 4-5 дней. Здесь наша задача отдохнуть от руля, значит, это должен быть город, по которому есть смысл хотя бы 2-3 дня гулять пешком. Ну, то есть, исторический центр, соборы, музеи, парки и вот это всё, плюс, обязательно надо заранее взять на карандаш места для посещения в радиусе, скажем, 100 км, чтобы делать радиальные выезды в пределах одного дня без особого напряга (этот список формируем с некоторым запасом на тот случай, если сам город стационарного проживания надоест быстрее, чем планировалось).
Да, возможен и вариант “пляжная деревня”, и тогда даже радиальными выездами можно не заморачиваться, но тут важно, чтобы тёплая вода в конечной точке не конфликтовала с приятной прохладой по всему пути... Поэтому, я всё же за относительно прохладный сезон и за то, чтобы самая дальняя точка маршрута была достаточно насыщена достопримечательностями сама по себе, плюс, имела интересные варианты для радиальных выездов.

ОК, тогда, может быть, не 6 ночей в одной точке, а 3+3, или 4+2? Ну, для большего охвата, так сказать?
В принципе, да, но для первой поездки скорее нет. Мы же ещё не знаем, насколько вы задолбаетесь по пути туда, и сколько дней отдыха от руля вам потребуется. Может быть, вы даже радиальные выезды отмените, а предпочтёте кайфовать на балконе в шезлонге с вином и пармезаном.
Но если очень хочется объять необъятное – то лучше всё же 4+2. Но тогда не больше одного радиального выезда (очевидно, из точки, где 4 ночи), так что, суммарное количество посещённых мест, скорее всего, не возрастёт.

В точке, где запланировано 3 и более ночей, безусловно, есть смысл жить в апартаментах с кухней и собственным паркоместом. На первый взгляд, может показаться, что такие варианты неоправданно дОроги, но тут надо подходить комплексно. Стоянка на улице не только обойдётся в очень заметные деньги, но ещё и гарантирует головняк с поиском места, куда в принципе можно приткнуть машину. Запросто может оказаться, что ближайшее место найдётся в паре-тройке кварталов от вашего жилья и каждый вечер этот квест надо будет решать заново.
То же самое и с кухней: кроме очевидной экономии денег, вы получите ещё и гигантскую экономию времени. Не забываем: у вас в экипаже 3-4 человека, при этом, время на приготовление еды тратит кто-то один, и готовит он сразу на несколько приёмов пищи вперёд, вместо того, чтобы всем составом по три раза в день сидеть в кафе в ожидании обслуживания.

Утром вторника второй недели поездки мы начинаем движение в сторону дома.
Мы отдохнули от руля и можем позволить себе самые разные варианты. Можем сделать рывочек километров на 800-1000, после чего остановиться на 2 ночи.
А можем четыре дня подряд делать переезды по 200-400 км, перемежая их с достопримечательностями. Здесь сами смотрите, что там у вас по маршруту интересненькое. Единственное, что крайне рекомендуются – на дистанции около 1-1,5 тысяч км (1,5-2 дня пути) от дома найдите точку для остановки на 2 ночи. Отоспитесь, погуляйте перед финальным рывком. И вы приедете домой уставшим, но не вымотаным.
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 19:15
2.3. Что в итоге?

А в итоге мы отсутствовали дома полных 16 суток, потратили под 2 тысячи Евро, но сколько дней мы фактически отдыхали?
Скорее всего, расклад будет такой:
• 5 дней мы просто рулили от зари до зари. Проводили по 10 и более часов в дороге.
• 5-6 дней у нас были относительно умеренные перегоны (2-5 часов в дороге), из них 4 дня мы сочетали перегоны с экскурсиями
• 6-7 дней “полноценного” отдыха – когда можно было совсем никуда не ехать, или (по настроению) делать небольшие радиальные выезды.

Можно распределить перегоны несколько более равномерно, выйдет 4 дня чистой рулёжки, 7 дней умеренных перегонов и 6 дней полноценного отдыха. Но в целом баланс “руля” и “отдыха” понятен: если день, когда перегон сочетался с экскурсионной программой, принять за 0,5 дня “полноценного” отдыха, у нас наберётся суммарно примерно 9 дней отдыха на 16 суток отсутствия дома.
Всё остальное время мы рулили, и здесь мы возвращаемся к базовому условию, которое обозначили в разделе “Почему именно на машине?”: если само по себе руление не доставляет удовольствия – вряд ли такой отпуск имеет для вас смысл.

А если имеет - можем от концепции перейти к проработке деталей.

Примечание: Напоминаю, что для первой поездки мы установили весьма щадящий “потолок” общего километража в 5,5 тыс км для стран Западной Европы и 4,5 тыс км для направления на Черногорию-Грецию-Турцию через Румынию. Любая попытка превысить этот потолок означает ещё более невыгодный процент времени за рулём в общей продолжительности отпуска.
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 19:20
3. Детальное планирование


Переходим к проработке отдельных составляющих поездки.

Составление детальных планов на каждый день

Выше я говорил в основном о дистанции, которую мы намерены проехать за отпуск. Для глобальной оценки маршрута это работает, поскольку на больших отрезках дорожные условия усредняются. При составлении плана на конкретный день про километры практически можно забыть, надо понимать время нахождения за рулём. В принципе, в эпоху гугл-карт обсуждать здесь особо нечего, они дают вполне адекватный прогноз, к которому лично я добавляю 20 %.

Внимание: Если просто построить маршрут гугл-картами, он будет проложен исходя из дорожной ситуации “на сею секунду”. Это удобно, если вы собираетесь прямо сейчас выезжать или уже в пути (вы получите оптимальный на данный момент маршрут, а при изменении дорожной ситуации, например, из-за ДТП, вам оперативно будут предложены варианты объезда и уточнён прогноз по времени), но может сыграть злую шутку при долгосрочном планировании.
Очевидно, что загруженность трасс меняется в зависимости от времени суток, дня недели и т.д.
Европейские магистрали в направлении север-юг в июле-августе становятся одной сплошной пробкой.
Проезд через достаточно высокие горы зимой-весной может быть перекрыт, а летом-осенью возможен, особенно, когда речь идёт о второстепенных или о “видовых” дорогах.
Проезд крупной городской агломерации в ночь с субботы на воскресенье и в 9 утра рабочего дня тоже займёт очень разное время.

Поэтому, занимаясь прокладкой маршрута в 12 часов ночи в феврале, вы получите прогноз, весьма далёкий от того, что реально будет на этой дороге среди дня в мае. Для таких случаев в гугл-картах прямо под списком маршрутных точек есть возможность задать дату и время отправления (по умолчанию там стоит “Отправление сейчас”), тогда вам будет предложен маршрут и прогноз времени исходя из усреднённых данных за прошлые годы. При этом, прогноз по времени вы получите в виде некоего диапазона, и здравый смысл подсказывает, что использовать для планирования надо величину ближе к верхней его границе.

Кроме того, всегда есть смысл сравнить маршруты, которые гугл строит при активной и неактивной галочке “исключить платные дороги” (вкладка “Параметры” там же под списком маршрутных точек), и принять решение целесообразности использовании платных дорог (о специфике езды по платным дорогам ниже будет отдельный раздел).
И, если принято решение избегать платных дорог, обязательно сделать в своём плане соответствующую пометку. Иначе, вы забудете задать навигатору нужную настройку, он поведёт вас на своё усмотрение, в какой-то момент вы упрётесь в шлагбаум пункта оплаты – и там возможности развернуться уже просто физически не будет.
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 19:26
Составление детальных планов на каждый день - Продолжение

В общем, прикинуть время, которое предстоит провести за рулём, несложно. Время на посещение достопримечательностей спрогнозировать гораздо сложнее, здесь потребуется почитать и сайт каждого объекта, и отзывы посетителей, и посмотреть объект на тех же гугл-картах, чтобы просто понять его физический масштаб (например, найдите на карте заповедник “Плитвицкие озёра” и подумайте, много ли могли увидеть люди, которые потратили на него 3 часа. Скорее всего, не увидели и половины).

Читая отзывы, имейте в виду, что у каждого человека своя манера восприятия экскурсионной программы, и в отзывах вы можете встретить очень разное рекомендуемое время. И это понятно, поскольку, например, просто проехать “видовую” часть Трансфегераша (примерно 80 км) можно за 2-2,5 часа, а если ехать с остановками на фото и пешие прогулки в живописных местах, то потребуется 4 часа и более.

Если специфика объекта предполагает, что посетители заходят организованными группами – обязательно надо выяснить график входа таких групп и соответственно подстроить свой график таким образом, чтобы в нужный момент стоять на входе с уже купленными билетами. 5-минутное опоздание приведёт к тому, что вы будете 2 часа ждать входа следующей группы.

Для “раскрученных” объектов также обязательно закладываем время в очереди за билетами.

Заранее выясняем ситуацию с парковками, поскольку в отдельных случаях даже просто добраться от парковки до входа в объект может занять минут 40 времени, и столько же в обратную сторону (как пример - Мон-Сен-Мишель).
Для объектов в относительно крупных городах подбираем подземные парковки и закладываем не менее 15 минут времени на то, чтобы въехать, найти свободное место, разобраться с системой оплаты и подняться на поверхность (например, в Монако в скале под Океанографическим музеем вырублена огромная многоэтажная парковка, с которой только подниматься на лифтах/эскалаторах вы будете минут 15, не считая поиска места, выяснения системы оплаты и прочих телодвижений).

Работая с сайтом достопримечательности, естественно, сразу отмечаем себе дни и часы работы, стоимость билетов: нередки скидки по определённым дням, и, возможно, есть смысл данный объект переставить в своём плане на обратную дорогу. Или может оказаться, что в этом замке в такие-то дни проходит исторический фестиваль, и как музей он не работает.

В общем, отбор достопримечательностей и планирование времени на их посещение – занятие весьма трудоёмкое и требующее немалого опыта. Будьте готовы, что как минимум в первой поездке ваши прогнозы необходимого времени на тот или иной объект окажутся весьма неточными.
Выйти из этой ситуации можно только одним способом: изначально закладывать на осмотр время с запасом, а на случай, если справитесь существенно раньше, чем планировали – иметь в запасе достопримечательность “второй очереди”.
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 19:32
Составление детальных планов на каждый день - Окончание

Отдельная боль – планирование времени на приёмы пищи. Неоднократно приходилось встречать в отчётах о поездках гневные рассказы о том, как где-то в глубинке, в нетуристических местах, обед мог занимать полтора-два часа, поскольку работники общепита привыкли работать крайне неторопливо. О вариантах решения “продовольственного вопроса” есть смысл поговорить отдельно, сейчас просто зафиксируем, что вы должны знать свои предпочтения по организации этого процесса и конкретно предусматривать в своём графике время на 3 приёма пищи.

В итоге, как может выглядеть план на день?

Пример 1: вчера вы доехали до Мукачево и заночевали, сегодня вам надо въехать в Венгрию и посетить аквапарк в Мишкольце.
Пример плана:
“Старт из Мукачево в 7 утра, переезд до погранперехода Чоп 30 минут, переход границы 4 часа, перегон до Мишкольца 2,5 часа, заселение в гостиницу и обед 1,5 часа, аквапарк 4 часа. Пробег за день 180 км. При наличии времени – прогулка по центру Мишкольца”.
Запланированные мероприятия в сумме займут около 12 часов, таким образом, у нас остаётся время на не упомянутые в плане, но подразумеваемые завтрак, выселение из гостиницы в Мукачево, ужин, и на разные непредвиденные задержки. Если же границу пройдём быстрее, чем запланировано, и останутся силы – можем посетить достопримечательность “второй очереди”.

Пример 2: вчера вы заселились в гостиницу где-то неподалёку от пещеры Постойнска яма, сегодня у вас в планах посещение пещеры и перегон до следующего места ночлега в Итальянских Альпах. Мы заранее выяснили, что пускать в пещеру начинают с 9 утра.
Пример плана:
“Выселение в 8-30 утра, переезд до Постойнской ямы 30 минут, посещение Постойнской ямы, обед, выезд не позже 15-00. Перегон до оз. Изео 5 часов. При наличии времени – осмотр Предъямского замка. Пробег за день 420 км”.
Здесь мы видим, что во второй половине дня предстоит большой перегон, поэтому, намечаем себе контрольную точку: старт от пещеры не позже 15-00 (к этому моменту мы должны не только закончить экскурсионку, но и пообедать). На случай, если с первой достопримечательностью (пещера) справимся быстро, предусмотрена достопримечательность “второй очереди” (замок). Если будем задерживаться, замок мы отменим.
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 19:36
Своя специфика у планирования больших переездов

На первый взгляд, может показаться, что это вопрос сугубо личный, из серии “кто как привык” и “в каждой семье свои правила”, на самом же деле, речь сейчас пойдёт о вещах совершенно объективных и неотвратимых. Те, кто пытается их игнорировать, резко повышают свои шансы закончить отпуск досрочно, и хорошо, если только в кювете, а не на кладбище.
Объективно, именно перегоны на большие расстояния с высокими скоростями являются самым главным аргументом “против” автотуризма, поскольку это основной фактор риска во всей нашей затее.

Поэтому, давайте распишем, что из чего складывается высокая эффективность работы водителя и безопасность движения в больших перегонах, а также, как этого достичь:

• движение, по возможности, только в светлое время суток.
Даже на оборудованном по высшему разряду автобане дорожная информация ночью воспринимается не настолько хорошо, как днём. На второстепенных дорогах разница просто катастрофическая. У основной массы людей глаза ночью утомляются намного быстрее, чем днём.
Рецепт: заранее просчитывать время в дороге с запасом на непредвиденные случайности, назначать соответствующее время старта и... дисциплинированно выполнять этот план всем членам экипажа.

• движение со скоростью потока.
Меньше перестроений/обгонов – меньше рисков, думаю, тут всё интуитивно понятно.
Рецепт: тот же, что в предыдущем пункте.

• комфортные паузы внутри перегона.
С одной стороны, еда/разминка/туалет необходимы, с другой - водитель входит в некоторый рабочий настрой (“трассовый ритм”) и слишком частые остановки раздражают. В конце концов, именно водитель больше всего устаёт в дороге, именно ему больше всего хочется, наконец-то, доехать, а каждая дополнительная остановка отдаляет финиш.
Рецепт: все члены экипажа соблюдают тот режим остановок, который задан водителем (проще говоря, терпят), кроме совсем уж экстремальных ситуаций.
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 19:41
Специфика планирования больших переездов - Окончание

Теперь рассмотрим на примере.

Допустим, вам предстоит перегон из Кракова во Франкфурт-на-Майне. Чуть меньше тысячи км, гугл-карты прогнозируют 10 с половиной часов.
На первый взгляд, ничего героического, однако, посчитайте среднюю скорость – она выходит 93 км/ч. Чтобы на длинном отрезке получить среднюю 93, надо везде, где дорожные условия позволяют, двигаться ну уж точно не меньше 130, а лучше 150.
Если вы не готовы “валить” в таком режиме целый день, увеличиваем время доезда. Выше уже писал, что лично я добавляю 20% к прогнозу гугла, и как минимум для первого раза рекомендую вам поступить так же. Получаем уже 12,6 часа.

Считаем дальше:
Прогноз гугла не учитывает остановки, а они неизбежны. Очевидно, что на 12-часовом перегоне нам потребуется 2 большие остановки на еду плюс ещё минимум 2 небольшие - на разминку/туалет. В сумме эти 4, а возможно, и 5 остановок легко съедят 2 часа, я бы запланировал даже 2,5.
Также, нам потребуется 1 или 2 заправки, но они легко объединяются с обедом/разминкой, поэтому, специально планировать время на заправку нет смысла
(При езде на пропане может потребоваться даже 3 заправки, плюс, сами заправки газом занимают чуть больше времени. В этом случае общую длительность остановок однозначно надо принимать 2,5 часа).

Итого, 15 часов “от гостиницы до гостиницы”.
Это достаточно осторожный прогноз, который позволит вам ехать и без ненужного риска, и без перерасхода топлива, а кроме того, 2 раза поесть и останавливаться для разминки по мере необходимости. Скорее всего вы приедете раньше плана.
Но этот прогноз не учитывает серьёзные внешние проблемы, например, ДТП, из-за которого весь автобан дружно станет в пробку, и вы приедете позже плана.
А теперь соотнесите 15 часов в дороге с длительностью светового дня, и вы поймёте, что выкатываться за ворота гостиницы в Кракове вы должны самое позднее в 7 утра. А лучше, в 6.

Время старта обязательно должно быть посчитано заранее, конкретно указано в плане поездки, все взрослые члены экипажа должны это цифру знать и подстраивать под неё свои личные планы (то есть, вовремя ложиться спать накануне, заранее складывать вещи, просыпаться по будильнику, организованно переносить вещи в машину – короче, быть дисциплинированными).

Аргументы типа “да пусть дети поспят” или “для женщины нормально долго собираться” сразу шлём в лес как несостоятельные.
Дети доспят в машине и в итоге даже будут рады, что долгая дорога во сне прошла быстрее. А если и не доспят, так потерпят, это гораздо меньшее зло, чем когда водитель на нервах и с вытаращенными от усталости глазами несётся по незнакомой дороге, пытаясь наверстать отставание.
Если женщине надо много времени на утренние сборы – она ставит будильник на час раньше и решает свои вопросы, а не повышает риски ДТП для всего экипажа.
И так далее.


На этом раздел о детальном планировании перегонов можно завершить, осталось лишь вкратце подытожить: если вы считаете, что отпуск не время для организованности и самодисциплины, то добрую половину запланированной программы вы выполнить не успеете, зато, получите массу усталости и раздражения.
juristkostya | СуперСтар *
Re: Первый раз на авто за границу. Методическое пособие
[Re: juristkostya] 14 сентября 2024 в 19:53
Конкретный маршрут движения

Здесь речь пойдёт о планировании конкретных дорог/населённых пунктов/развязок, через которые пройдёт ваш сегодняшний маршрут.
Помню, раньше на форумах активно дискутировались темы наподобие “проезжать Бухарест насквозь или объезжать по окружной”. Отголоски можно встретить и сегодня, но, по моему мнению, практического смысла в них нет.

Надо понимать, что гугл-карты строят маршрут исходя из реальной скорости движения мобильных устройств по данным дорогам в данный момент времени. И оперативно предлагают изменения, если дорожная ситуация меняется.
Да, опытные люди подскажут маршрут, который обычно является самым быстрым. Но вам не надо “обычно”, вам надо “прямо сейчас”, и если прямо сейчас там ремонт дороги, или случилось ДТП, или сломался светофор, или дорогу перекрыли какие-то манифестанты - то гугл-карты тут же предложат вам оптимальный объезд, а опытные люди только разведут руками, мол, “кто ж мог знать...”

Если вы намерены двигаться по автобанам, а особенно по платным автобанам, данная рекомендация приобретает особый смысл. Дело в том, что на таких дорогах практически невозможно развернуться, съехать на обочину "в поле" и т.п. И если ты упёрся в пробку, то всё, стоишь и ждёшь, пока там впереди растащат обломки машин после ДТП или что там надо сделать, чтобы освободить проезд. Единственный шанс избежать этого – своевременно узнать о проблеме и свернуть на второстепенную дорогу при первой же возможности.
Так что, не тратим время на выяснение мифического “оптимального маршрута”, а покупаем достаточный пакет мобильного интернета в роуминге, чтобы не экономить на трафике. Эти 5 евро не раз себя отработают.

Естественно, если на этапе проработки маршрута мы приняли решение ехать данный отрезок по бесплатным дорогам, в навигаторе должна быть активирована соответствующая настройка, тогда и всё объезды он будет предлагать только по бесплатным дорогам (с другой стороны, если дело происходит в стране, где оплата “на шлагбауме” – почему ещё раз не сравнить платный и бесплатный пути? Вполне может оказаться, что конкретно сегодня, с учётом пробок, платник даёт выигрыш времени достаточно существенный, чтобы за это заплатить.)

Примечание: Хоть мы и приняли решение довериться гугл-картам в вопросе конкретного маршрута из точки А в точку Б, минимальная проверка “на здравый смысл” всё же должна присутствовать. Например, маршрут Краков-Мюнхен в зависимости от текущей дорожной ситуации может быть проложен либо через Чехию, либо через Чехию + Австрию. Очевидно, во втором случае нам потребуется дополнительная виньетка, что вряд ли целесообразно ради выигрыша в 15 минут. Маршрут из Вены куда-нибудь на юго-восток Словакии запросто может быть проложен через венгерские платники, что совершенно неуместно, если мы уже купили словацкую виньетку. Контроль этого момента займёт вряд ли больше 10 секунд, главное, не лениться.
Autoua.netФорумАвтотури за кордон

Первый раз на авто за границу. Методическое пособие

Додаткова інформація
Модератор:

 AVB, LordAmid, moderator, LOMOND, Alexandr 

0 користувачів і 7 що побажали залишитися невідомими читають цей форум.

Переглядів теми: 4891