Насколько безопасна «пятизвездная» безопасность?
Сначала определимся с тем, как и чем измеряется безопасность. В тестах используются манекены, нашпигованные электронными сенсорами. Их сажают на места водителя и пассажиров, а затем машину разбивают о неподвижное препятствие, симулируя аварию. Давайте рассмотрим несколько исходных параметров.
Тесты проводятся на скоростях от 56 до 62 км/ч. Погодите-ка, а кто так нынче ездит? Весь мир сейчас катается на скоростях от 70 до 120 км/ч. Официальные государственные тесты в США проводятся на скорости около 62 км/час, однако Институт страхования и обеспечения безопасности на дорогах повышает планку. Они тестируют на 64 км/ч, аж на целых 2 км/ч больше!
Манекены симулируют то, что происходило бы в случае аварии со взрослыми людьми. А как насчет подростков, детей, младенцев? Разве они не бывают пассажирами? Почему не учитывают то, что могло бы произойти с ними? Кроме того, все манекены при всех тестах пристегнуты ремнями. Ну да, конечно, мы ведь все всегда пристегиваемся, и на передних сиденьях, и на задних, не правда ли? У манекенов имеются датчики для оценки травм головы, шеи, грудной клетки, таза, ног и ступней, однако далеко не все показания учитываются. В расчет для лобовых столкновений идут только показания для головы и грудной клетки, а для ударов сбоку учитываются только травмы головы. Как видно, правительственные эксперты считают другие повреждения и увечья недостойными внимания.
Столкновения автомобилей моделируются для машин, примерно одинаковых по массе, с разницей в приделах 113,4 кг. Это значит, что если вы едете на небольшой машине или, наоборот, на большой машине класса «люкс» и врезаетесь во внедорожник или минивэн, результаты крэш-тестов к вашему случаю неприменимы. И уж конечно, они неприменимы для столкновения легкового автомобиля с тракторным прицепом, к примеру. И, наконец, в рейтинге учитываются только те травмы, которые в реальности угрожали бы жизни или требовали бы немедленной госпитализации. А как насчет ударов сзади, для них есть рейтинги? Вот что по этому поводу говорит американское правительство: «Бюджет программы оценки безопасности автомобилей ограничен, и поэтому программа концентрирует внимание на оценке последствий лобовых и боковых столкновений, так как именно на эти виды происшествий приходится наибольшее количество случаев гибели и получение серьезных увечий водителями и пассажирами». Ниже приводится расшифровка значения рейтингов.
Для фронтальных столкновений:
• 5 звезд – вероятность серьезных травм 10% и менее
• 4 звезды – вероятность серьезных травм от 11 до 20%
• 3 звезды – вероятность серьезных травм от 21 до 35%
• 2 звезды – вероятность серьезных травм от 36 до 45%
• 1 звезда – вероятность серьезных травм 46% и более
Для боковых столкновений:
• 5 звезд – вероятность серьезных травм 5% и менее
• 4 звезды – вероятность серьезных травм от 6 до 10%
• 3 звезды – вероятность серьезных травм от 11 до 20%
• 2 звезды – вероятность серьезных травм от 21 до 25%
• 1 звезда – вероятность серьезных травм 26% и более
А теперь выводы и рекомендации.
1. Если вы едете на скорости более 62 км/ч, забудьте про все эти рейтинги.
2. Если вы подросток, ребенок, младенец — забудьте про рейтинги.
3. Если вы врезаетесь в транспортное средство, которое явно крупнее или мельче вашего — забудьте про рейтинги.
4. Если вы не пристегнуты — забудьте про рейтинги.
5. Если после аварии вам говорят, что с вами ничего серьезного не произошло — забудьте про рейтинги.
6. Если вы едете на «пятизвездной» машине, вы пристегнуты и со скоростью 51,5 км/ч врезаетесь в точно такую же машину, все равно ваши шансы погибнуть достигают 1 к 10.
7. И, наконец, при тех же условиях, если у вас «однозвездная» машина, все равно шанс выжить у вас 50/50.
С одной стороны, в машинах есть подушки и ремни, которые добавляют безопасности. С другой же, существует эта «звездная» рейтинговая система, которая создает и поддерживает иллюзию безопасности и заставляет нас думать, что мы защищены, тогда как защиты может не быть почти никакой. Правда состоит в том, что вне зависимости от количества звезд у наших авто и количества установленных подушек за рулем нужно вести себя так, как будто от этого зависит ваша жизнь – ведь она и вправду от этого зависит! Монолитные конструкции, ремни безопасности, укрепленные кузова, подушки безопасности, специальные бамперы и сминаемые зоны – это все очень хорошие вещи. Однако, тем не менее, мы должны понимать, что они не спасут нас, если мы, двигаясь на обычной скорости, врежемся в борт неожиданно выскочившему лихачу.
Езда по современным дорогам на скорости 120 км/ч – дело серьезное и небезопасное. Нам следует думать собственной головой, а не полагаться на разного рода рейтинги.
По материалам российской печати
22.08.2007